Госпрограмма разведки и освоения континентального шельфа, вокруг которой на протяжении последних полутора лет разворачивалась борьба за доступ к углеводородным запасам российской Арктики, может быть упразднена. По данным “Коммерсанта”, вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе поручил представить соответствующие предложения. Отказ от документа, с помощью которого Минприроды пыталось добиться участия частных компаний в освоении шельфа, является логическим итогом административного давления, оказанного госкомпаниями на правительство, и закрепляет победу “Роснефти” и “Газпрома” в вопросе доступа на шельф.
Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минприроды, Минэкономики, Минэнерго и Роснедрам “с участием государственных компаний-недропользователей проработать и представить согласованные в установленном порядке предложения” об изменении закона о континентальном шельфе “в части исключения норм о необходимости подготовки” госпрограммы разведки шельфа и разработки его минеральных ресурсов до 2030 года. Соответствующее поручение АД-П9-2548 господин Дворкович подписал 16 апреля. Таким образом, разрабатываемая с 2011 года госпрограмма, в которой Минприроды, помимо прочего, предлагало разрешить частным инвесторам самостоятельно работать на шельфе, рискует кануть в Лету, так и не получив окончательной редакции.
Первоначальный вариант госпрограммы, представленный правительству в октябре 2011 года, предполагал инерционный и инновационный сценарии освоения шельфа — в зависимости от того, будут ли допущены к процессу частные компании. Затем госпрограмма раз за разом отправлялась на доработку, поскольку правительство не устраивали недостаточные темпы освоения шельфа и неясные перспективы получения доходов (с учетом предлагавшихся налоговых льгот). К тому же госкомпании не спешили уступать место частным игрокам. Весной 2012 года “Роснефть” договорилась с ExxonMobil, Statoil и ENI о совместном освоении участков на шельфе по стандартной схеме: иностранные партнеры финансируют затраты по геологоразведку и владеют в проектах по 33-34%. Договоренности с крупнейшими нефтяными компаниями лишили всех остальных претендентов формальной возможности жаловаться на отсутствие доступа иностранцев к шельфовым проектам. Одновременно после заключения этих соглашений частные нефтекомпании РФ де-факто потеряли иностранных союзников в борьбе за доступ к шельфу и утратили шансы участвовать в разработке существующих лицензионных участков на более выгодных условиях.
Тогда Минприроды, учитывая крайне низкий уровень геологической изученности арктического шельфа, предложило ввести механизм мультиклиентской съемки: частные компании проводят разведку за свои средства, при этом в случае открытия коммерческих запасов госкомпания может войти в проект с контрольной долей, возместив частной понесенные затраты. Министерство также предлагало возвращать не используемые госкомпаниями лицензии в нераспределенный фонд, чтобы затем, возможно, предложить такие лицензии частным игрокам. Однако даже эти весьма скромные идеи встретили упорное сопротивление госкомпаний и в итоге не были поддержаны правительством. Более того, одержав победу в вопросе доступа частных компаний на шельф, “Роснефть” и “Газпром” развили совместное наступление на параметры госпрограммы Минприроды по геологоразведке и добыче, считая их завышенными и предлагая переписать документ.
Пресс-секретарь господина Дворковича Алия Самигуллина сообщила, что “на данный момент никакого окончательного решения по госпрограмме нет”. Получить комментарий Минприроды не удалось. По словам источника в правительстве, упразднение госпрограммы отражает сложившееся положение вещей, поскольку из документа и так исчезли практически все предложения по либерализации доступа к шельфу. В обмен на отказ от госпрограммы Минприроды надеется добиться от госкомпаний увеличения объемов геологоразведки в рамках уже выданных лицензий. “Роснефть” и “Газпром” на данный момент получили 12 и 17 лицензий соответственно, которые в совокупности покрывают 80% перспективных запасов российского арктического шельфа.
Если от госпрограммы все же решено будет отказаться, основные параметры разведки и освоения шельфа могут быть зафиксированы в другой госпрограмме Минприроды “Воспроизводство и использование минеральных ресурсов”. Кроме того, правительство по-прежнему может напрямую влиять на темпы геологоразведки через лицензионные требования, поскольку шельфовые месторождения относятся к стратегическим. Этот механизм уже запущен: Аркадий Дворкович 16 апреля поручил Росприроднадзору и Роснедрам взять исполнение условий лицензий на шельфовые месторождения под особый контроль и “незамедлительно принимать меры в случае нарушения условий пользования недрами”. Главы “Роснефти” и “Газпрома” при этом должны дважды в год — в первом и последнем кварталах — отчитываться в выполнении обязательств по геологоразведке на шельфе. Если госкомпании не смогут справиться с заявленным объемом работ, вопрос о допуске на шельф других игроков может вновь стать актуальным.
|